На рассмотрение депутатами Госдумы внесен законопроект, описывающий порядок переноса или отмены обязательств перевозчиков в связи с возникновением чрезвычайных ситуаций или введения режима повышенной готовности на территории всей России или отдельных ее регионов.

Эти поправки дают возможность правительству устанавливать порядок изменения договоров перевозки, которые не могли быть реализованы, в частности, из-за пандемии коронавируса.

Так как изменения или расторжение договора может быть в одностороннем порядке, если стороны обусловили это право в заключенном договоре, то в соответствии с ГК РФ данное условие допускается согласно предложенным поправкам в законодательные акты в сложившихся условиях пандемии, даже если это не было оговорено в договоре, говорит Асия Мухамедшина, член Ассоциации Юристов России и гендиректор ЮК Юристъ. «Как гласит ст. 310 ГК РФ, отказ от обязательств или одностороннее изменение договора может быть обусловлено по соглашению сторон необходимостью выплаты определенной денежной суммы другой стороне обязательства. Однако данное право на одностороннее изменение договора будет закреплено за Правительством Российской Федерации, которое вправе установить особенности исполнения договора и вот условия изменения будут вносится в зависимости от региона и обстоятельств действия непреодолимой силы», — отметила Асия Махамедшина. — Следует учитывать, что, согласно п. 1 ст. 452 ГК РФ, соглашение об изменении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев не вытекает иное. То есть при расторжении или изменении договора, туроператор и клиент заключат соответствующее соглашение, согласно новым условиям, которые будут внесены правительством в период действия обстоятельств, которые послужили основанием для таких изменений

Эксперты также обратили внимание на тот момент, что требования, предъявляемые перевозчикам при изменении договоров, не такие жесткие, как к туроператорам, которым могут разрешить оформлять обязательство по несостоявшимся турам.

Помимо прочего, в документе отсутствует запрет на взимание дополнительной платы с пассажира в случае, если цена билета на новую дату окажется выше, чем на изначальную.

Если данные положения останутся неизменными, то для перевозчиков фактически будет законодательно утверждена схема депонирования средств пассажиров (например, в личных кабинетах) с возможностью использовать эти суммы для покупки других авиабилетов на рейсы перевозчиков.

Такая схема уже реализуется большинством авиакомпаний не только в России, но и в мире, поскольку туротрасль столкнулась с серьезными финансовыми трудностями, и необходимость вернуть все средства за неосуществленные рейсы может привести к валу банкротств. Более того, Международная Ассоциация Воздушных перевозчиков IATA утвердила форму сертификата, выдаваемого пассажиру, чей рейс не смог состояться по причине пандемии коронавируса, фактически приравняв такой документ к обычному авиабилету.

Тем не менее, эксперты отмечают, что условия изменения либо расторжения договоров будут устанавливаться Правительством РФ для каждого конкретного случая ЧС или введения режима повышенной готовности. Поэтому они советуют дождаться окончательного принятия поправок, а также последующих подзаконных актов.

Автор: Антон Тримайлов

    Пользуясь сайтом https://виза68.рф, Вы автоматически принимаете правила передачи и обработки персональных данных.